…Самая трагичная судьба выпала на долю геройской «Акулы»…
Последний раз «Акулу» видели возле берегов Эзеля. Пережидая сильный шторм, лодка отстаивалась на отмелях в секторе обзора наших постов. Имея на борту четыре мины для постановки их возле Либавы, она снялась потом с отмели и ушла в море.
С тех пор прошло много-много лет, но до сих пор мы ничего не знаем о судьбе «Акулы» и ее ученого-командира… Где ты, «Акула»?
…В ХХ веке уже не верится в чудеса, но иногда мне кажется, мы еще услышим с моря стук дизелей, и бесплотные тени прошлого молча, без суеты подадут на берег швартовы с «Акулы», корпус которой будет крошиться от ржавчины и коррозии…
В.Пикуль «Моонзунд»

 

 

Возвращение «Акулы» летом 2014 года стало невероятной и ошеломляющей новостью, учитывая тот факт, что почти 100 лет лодка числилась пропавшей без вести, а её обнаружение произошло в канун векового юбилея начала Первой мировой войны.

 

 

Видеозапись первого погружения к затонувшей субмарине, которое совершила команда эстонских дайверов. Тогда название лодки ещё оставалось загадкой...

Автор видео: Reimo Kuusk, на кадрах видны другие участники исследовательской группы — Tanel Urm и Madis Tapupere. Дата съёмки — 22 июня 2014 г. Источник видео (см. здесь).

 

 

Отчёт об идентификации подводной лодки «Акула»

Cоставлен в 2014 году участниками «Разведывательно водолазной команды» по результатам экспедиции «Великая война. 100 лет безмолвия. 1914—2014», в рамках которой проводились исследования только что обнаруженной субмарины. Исследовали: Михаил Иванов, Константин Богданов, Иван Боровиков, а также Николай Фетисов, Константин Гультяев, Виталий Вучетич, Юрий Шенделев.

Исходные данные

Подводная лодка «Акула», погибшая 15 (28) ноября 1915 года, была обнаружена эстонскими гидрографами ещё 2013 году при рутинном сканировании дна (гидрографическим судном Департамента морских путей ”Якоб Прей”) в территориальных водах Эстонии. Говоря точнее, тогда гидрографы не догадывались, что речь идет о затонувшей субмарине. С десяток дней спустя Морскому музею (Эстония) были описаны параметры найденного объекта, который зафиксировали, как подводное препятствие.

21-23 июня 2014 года эстонский дайвер Танел Урм с напарниками (Мадис Тапупере и др. из НКО Technical Diving Estonia) обследовал данный объект. Изначально группа знала только координаты и у нее была лишь информация о том, что там на морском дне может что-то быть. Руководитель поисковой команды Танел Урм вначале предположил, что это или советская подлодка «Щука», или «Малютка» или немецкая подводная лодка времён Второй мировой войны. Однако он сразу отметил странную и редкую особенность лодки — три винта. После консультаций спустя пару суток после обследования появились предположение, что это — русская подводная лодка «Акула». 

Для точной идентификации находки была собрана совместная международная экспедиция, составленная из дайверов «Разведывательно-водолазной команды», эстонской команды исследовательского судна Deep Explorer и латвийских водолазов. 28 июня 2014 года экспедиция совершила два погружения на остов подводной лодки с фото- и видеофиксацией. В результате экспедиции затонувшая лодка однозначно идентифицирована, как «Акула».

Результаты осмотра остова Остов «Акулы» лежит на глубине 28–30 м возвышаясь над грунтом на 5–6 м, в эстонских территориальных водах, в точке с координатами 59 08,5’/22 11,6’. Дно песчаное, с камнями.

Остов лодки лежит носом по курсу примерно 260° (курсом из Финского залива), с легким дифферентом на нос и креном около 25° на левый борт.

Остов практически полностью находится над грунтом.

Фотографии 2014 г.: 1, 2 — кадры видео эстонских дайверов (Technical Diving Estonia); 3, 4 — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»); 5 — дореволюционный снимок. Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

 

 

Повреждения лодки

Взрывом оторвана носовая легкая оконечность лодки до передней стенки прочного корпуса. Передняя часть носовой оконечности (около 5 м от форштевня) лежит в 15–20 м за кормой остова, по ходу движения лодки.

Там же лежат обломки носовых торпедных аппаратов, носовые горизонтальные рули и подводный якорь лодки.

Палубная надстройка легкого корпуса полностью корродировала и упала обломками на дно с левого борта вместе с обломками четырех палубных торпедных аппаратов (рамы и пусковые механизмы аппаратов видны) и 47-мм орудием (орудие погребено под обломками и не видимо). Согласно архивным данным, лодка не должна была иметь с собой палубных торпед - данная информация подтвердилась в ходе обследования. Палубная надстройка сохранилась только в самой корме, около 4 м от ахтерштевня. На этом участке сохранившегося легкого корпуса читается надпись «Акула».

Латунная надпись «АКУЛА» на левом борту полностью подтверждает идентификацию лодки.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы». №6 - дореволюционный снимок. Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

На корме хорошо видны три винта лодки, вертикальный руль в положении «ноль». Кормовые горизонтальные рули на месте, но повреждены деформировавшимся легким корпусом и ударом о грунт при гибели.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). №6 - дореволюционный снимок. Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

Кормовые торпедные аппараты сохранились, их внешние крышки немного приоткрыты. Внутри аппаратов видны головки торпед.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

4 якорные мины лежат на грунте с левого борта в районе рубки. Эти мины «Акула» несла на борту в последнем походе. По внешнему виду, это - русские специальные якорные мины для подводных лодок (разработанные для п.л. «Краб»).

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

На ходовом мостике лодки видна штурвальная колонка, упавшая на палубу, пневматический ревун и нактоуз с установленным магнитным компасом. Трубчатое ограждение мостика почти полностью сохранилось.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). №6 - дореволюционный снимок. Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

Единственный перископ лодки приспущен в «походное положение», линза повернута на нос лодки. Рубочный люк открыт, крышка его отвалилась и лежит на грунте с левого борта.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

Внутри рубки через люк видны приборы управления балластом, окуляр перископа, опущенный на уровень пола, а также открытый люк в центральный пост лодки.

 

 

Заключение

На основе обследования можно вынести следующее заключение о гибели лодки.

ПЛ «Акула» погибла при выходе на боевое задание (буквально через пару часов после отхода от места ночной стоянки у Дагерорта, направляясь к месту постановки мин в район Клайпеды), двигаясь в надводном положении вдоль фарватера номер 22, в одной миле севернее от оси фарватера, в результате подрыва носом на дрейфующей мине. Этот район был местом постановки германских минных полей во время Первой мировой войны. После подрыва, вероятно, детонировали и разорвались носовые торпеды «Акулы», в результате чего лодка затонула в течение менее 1 минуты.

Альтернативной версией является авария на борту и подрыв собственной торпеды.

Весь экипаж погиб, основная его часть сейчас находится внутри остова лодки. Ледяная ноябрьская вода Балтики не оставляла ни одного шанса на спасение гипотетически выжившим.

Фотографии — Иван Боровиков («Разведывательно-водолазная команда»). №5 - дореволюционный снимок. Снимки 2014 года, экспедиции по опознанию «Акулы».

О том, что лодка шла в надводном положении, говорит открытый рубочный люк и компас, находящийся на штатном месте. Компас на подлодках того времени был съёмный. Перед погружением лодки под воду вахтенный офицер снимал его со штатного места и спускал внутрь корпуса. То, что часть носа лодки лежит за кормой, говорит о том, что, скорее всего, лодка двигалась очень быстро, а, учитывая глубину в месте гибели — 30 метров, скорее всего, именно по поверхности.

4 мины, лежащие слева от корпуса лодки, которые «Акула» должна была выставить в море, свидетельствуют о следовании именно на задание, поскольку эту задачу она так и не выполнила. Это подтверждает и ориентация лодки носом к устью Финского залива.  

Важно отметить, что наличие всех четырех мин, целых и невредимых, опровергает версию о подрыве лодки на своей замовзведенной мине или версию о гибели лодки от нарушения центровки из-за мин, сорвавшихся с палубы во время шторма.

Но именно шторм мог повлиять на гибель лодки самым роковым образом, став причиной появления на пути «Акулы» немецкой мины. Мины противника в начале войны в принципе были не очень стойкими — со временем они в большом количестве отрывались от якоря и начинали дрейфовать, покидая первоначальное место постановки. «Акула» двигалась вдоль фарватера 22, это был предписанный ей маршрут. Данный фарватер был основным для выхода русских кораблей в открытую Балтику, он регулярно тралился, и по нему ходили десятки кораблей. Ближайшее немецкое минное поле находилось в нескольких милях западнее. Версия подрыва на минном поле проверялась исследователями в числе первых, однако была отброшена из-за большой разницы между координатами лодки и координатами минного поля. К тому же, в пользу версии о подрыве на дрейфующей мине говорит еще тот факт, что примерно через месяц после гибели «Акулы», в этом же районе подорвался русский эсминец «Забияка». Полученные повреждения не были фатальными, и корабль на буксире благополучно достиг Ревеля. Таким образом, это место оказалось "склонным к притягиванию" дрейфующих мин. 

Обнаружение ПЛ «Акула» стало не только сенсацией, но и важной вехой военной истории и истории подводного флота. Это открытие позволило с большой точностью восстановить условия гибели субмарины, а также исключить вину экипажа, равно как и спекуляции на других версиях гибели лодки, поставив точку в расследовании почти вековой тайны.

Документальная съемка подводного обследования «Акулы» в 2014 году членами РВК  

 

 

«Акула» на официальной карте   

Название затонувшей субмарины и место её гибели увековечено на современных географических картах. На представленной ниже карте это место обозначено специальным знаком (см. левый верхний угол карты — название и знак подчеркнуты красным)

akula-mesto_pravka

Фрагмент карты предоставлен Михаилом Ивановым, членом «Разведывательно-водолазной команды».

Настоящий статус «Акулы» 

В конце 2014 года указом министра культуры Эстонии Урве Тийдус останки подводной лодки «Акула» были признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства (см. документ в электронном Бюллетене государственных актов Эстонии). 

Объект занесён в Государственный реестр памятников культуры Эстонии (см. описание и фотографии на официальном сайте).

Фотографии с сайта Государственного реестра памятников культуры Эстонии.

 

Ранее российскими участниками исследовательской группы высказывались предложения по установке на корпусе «Акулы» мемориальной таблички с именами погибших подводников и признанию её останков российской братской могилой, а также по возможному проведению мемориальной акции на месте гибели лодки.

 

 

Из-за ветхости корпуса о поднятии лодки вряд ли может когда-либо зайти речь. В связи с затруднённым доступом попытка проникнуть во внутрь не предпринималась. На сегодняшний день ПЛ «Акула» открыта для дайвинга и является объектом неугасающего интереса исследователей.

Фотографии последующего погружения на лодку, июнь 2015 г. из отчетного фотоальбома "Возвращение на «Акулу» на Facebook-странице Мадиса Тапупере — члена водолазной команды, исследовавшей «Акулу» летом 2014 г. (более подробную галерею снимков см. там же).

 

 


Выражаем нашу признательность Михаилу Иванову (Разведывательно-водолазная команда) и Мадису Тапупере (Technical Diving Estonia) за помощь в наполнении данной страницы фактическим материалом.