Восьмой боевой поход подводной лодки «Акула» начался (13) декабря 1914 года. В этот день лодка получила приказ выйти на позицию в районе Готска-Сандэ. Но из-за шторма лодка не смогла (13) декабря выйти в море и вышла только на следующий день, после того, как шторм стих. До (17) декабря подводная лодка никого не видела на позиции. Но (17) декабря в 15.10 сигнальщики «Акулы» обнаружили приближающиеся корабли, которые были сочтены за германские, и подводная лодка погрузилась и начала выход в атаку. Осмотр в перископ был затруднён тем, что быстро темнело, и на море была пурга с хорошим волнением. Тем не менее, лодка продолжала выход в атаку, но на расстоянии 40 каб от лодки германские крейсера изменили курс и ушли. После изменения их курса атака стала невозможной. После ухода крейсеров «Акула» всплыла и продолжила патрулирование в надводном положении. Около 19.00 сигнальщики обнаружили приближающийся германский крейсер, и лодка снова вышла в атаку. При сближении «Акула» перешла в позиционное положение при сильном волнении моря. По имеющейся информации «Акула» в 19.00 выпустила 2 торпеды из наружных решетчатых аппаратов по крейсеру с прицеливанием на глаз (пользоваться прицелом было невозможно из-за волнения моря, и в момент залпа командир следил не за целью, а за тем, чтобы его не смыло волной) с дистанции 10 кабельтов. Торпеды прошли мимо цели. Крейсер атаку не заметил, как не обнаружил и подводную лодку и спокойно ушёл. «Акула», после этой атаки, находилась на позиции до 12.00 (18) декабря. Тогда была получена радиограмма с приказом возвращаться в базу, и лодка через несколько часов вернулась в базу. После возвращения «Акула» снова встала в ремонт. Подводные лодки тогда были несовершенны и потому получали повреждения от волнения моря очень часто, что требовало почти постоянного ремонта после возвращений из походов. Точно также после каждого похода требовалось проведение ремонта механизмов. И новый 1915 год «Акула» встретила в состоянии текущего ремонта.

«...1 (14) декабря «Акула» перешла в Люм.

3 (16) декабря в час ночи командующий флотом дал радио: «Второго или третьего декабря предполагается выход эскадры в больших силах из Киля в Балтийское море». И вслед за тем принят приказ; «Подводным лодкам быть в готовности выйти по требованию».  «Акула» вернулась из Люма в Утэ. Днем подводные лодки 2-го дивизиона вышли из бухты Утэ и, перейдя к близлежащему острову Финшер, ошвартовались у борта посыльного судна «Спутник». В 19 часов «Акула» по радио командующего флотом вышла навстречу противнику.

4 (17) декабря в 6 часов утра лодка подошла к острову Готска-Санден и начала крейсерство к осту вне видимости с берега. Море было спокойно, и только шедший все время снег мешал наблюдению за горизонтом. В 15 часов от норд-оста показался дым. Лодка погрузилась и, так как дым двигался на зюйд-вест, пошла в атаку. Вскоре дымы в числе пяти повернули на зюйд. «Акула» изменила курс и через некоторое время в расстоянии четырех миль обнаружила германский крейсер типа «Газелле». Видя, что атака не удастся и крейсер пройдет мимо, «Акула» всплыла. Море по-прежнему было спокойно, все так же шел снег. Около 19 часов засвежело. Неожиданно из-за снежной пелены выскочил трехтрубный неприятельский крейсер. Легли на пересечку курса и, заполняя на ходу концевые цистерны, пошли в атаку. Когда снег несколько разошелся, крейсер был от «Акулы» в двенадцати кабельтовых. Находясь сзади траверза противника, дали ему вдогонку залп из шести мин, из коих ни одна не попала. Неприятель лодку не заметил и скрылся во мгле. «Акула» всплыла и направилась к южной оконечности острова Готска-Санден, где и стала на якорь. В 23 часа снялись и пошли в Утэ, куда прибыли 5 (18) декабря в 10 часов утра. После обеда перешли в Люм и стали у борта транспорта «Европа».

6 (19) декабря «Акула» начала обратный поход и на ночь стала в Ганге, откуда пришла на рейд Векшер.

8 (21) декабря «Акула» ушла  в Гельсингфорс, где  10 (23) декабря произвела испытание противолодочной сети, изобретенной начальником Отряда заградителей адмиралом Каниным (в подводном положении сеть прорвать не удалось), после чего перешла в Ревель. Завершив кампанию.

Оценивая труды экипажа в кампании 1914 г., руководствуясь 150-й статьёй статута Георгиевской медали „За храбрость“, командующий флотом своим приказом от 24 февраля (8 марта) 1915 года за №209 наградил команду подводной лодки «Акула» шестью Георгиевскими медалями...»

 

1915 год

«...В этом году подводные лодки решено не держать в одном месте, а разделить на три отряда: 1) Северный — «Аллигатор», «Дракон», «Кайман», «Крокодил», «Белуга», «Стерлядь», «Пескарь» (в октябре 1915 года к ним присоединились доставленные по железной дороге из Владивостока «Сом» и «Щука»). Базируясь на острова Утэ и Оланд, лодки отряда будут защищать вход в Ботнический, Финский заливы и Або-Аландские шхеры. 2) Южный, подчиненный начальнику Минной дивизии, — «Макрель», «Окунь», «Минога» (в сентябре 1915 года к нему причислены владивостокские подводные лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» и «Касатка»). Базируясь на Моонзунд, отряд имеет задачей защиту входа в Рижский залив (Ирбенский пролив) и действия в восточной части Балтийского моря. 3) Крейсерский, номинально состоящий в распоряжении начальника Дивизии подводных лодок Балтийского моря, но фактически им командует начальник Службы связи контр-адмирал А. И. Непенин. В него входят «Акула», английские подводные лодки Е-1 и Е-9, а по вступлении в строй — «Барс» и «Гепард» (в августе 1915 года к ним присоединились прорвавшиеся в Балтийское море английские Е-8, Е-18 и Е-19, в октябре того же года — «Вепрь»).

Базируясь на Ревель, лодки крейсерского отряда выходят на 10–14 суток в Балтийское море, держась в указанных им районах у неприятельских берегов.

Такое распределение наиболее отвечает обстановке, а подчинение подводных лодок местным морским начальникам сыграет громадную роль, давая командному составу флота ближе ознакомиться с особенностями подводных судов, их нуждами и способами применения при различных обстоятельствах.

Надводный флот имеет теперь возможность близко наблюдать службу и работу подводных лодок, чтобы оценить ее надлежащим образом, уверовать в их силу и значение. Былая отчужденность сама собой рухнет, завяжутся дружеские сердечные отношения, и все понемногу наладится ко взаимному удовольствию...»

До апреля 1915 года подводная лодка «Акула» зимовала в базе, и только в апреле был получен первый приказ командиром её дивизиона про планы боевой деятельности «Акулы».

 


Пояснения к географическим названиям

Киль, германский порт у входа в одноименный канал со стороны Балтийского моря

Финшер (ныне Финнскар, Финляндия), остров, Або-Аландские шхеры, Балтийское море

Ганге (Гангэ), полуостров, ныне — Ханко, Финляндия; русское историческое название — Гангут)

Гельсингфорс (шведское название столицы Финляндии Хельсинки), главная военно-морская база Российского Императорского флота

Оланд (ныне Аланд, Финляндия), остров, Аландский архипелаг, Балтийское море