Одиннадцатый боевой поход подводной лодки "Акула начался (24) июня 1915 года. В этот день подводная лодка вышла из Рижского залива (более точное место начала похода не известно) к Стейнорту. Где, по сообщениям разведки, находился выбросившийся (или севший на мель) германский эскадренный броненосец «Виттельсбах», который и нужно было потопить. Лодка меняла в районе английскую подводную лодку «E-9», которая не смогла выполнить приказ найти и уничтожить этот эскадренный броненосец. Утром (24) июня "Акула подошла к Стейнорту, и, по счислению, повернула на германский фарватер в минных полях. Вскоре она заметила 2 германских миноносца, атаковать которые было невозможно. Решив, что они стоят у входа на фарватер, лодка погрузилась и пошла на норд-ост с намерением выйти на фарватер, после определения места по миноносцам. Подойдя к Стейнорту, «Акула» определила своё место и выяснила, что первоначальное место было верным, а определённое по миноносцам ошибочным. В 07.00 германские миноносцы ушли, и лодка всплыла в позиционное положение и пошла вслед за миноносцами под 1 дизелем, осуществляя другими зарядку. В 12.30 лодка определила своё место и начала патрулировать вдоль фарватера, поджидая корабли. В 18.45 сигнальщики обнаружили 2 приближающихся крейсера, и лодка погрузилась на перископную глубину и пошла навстречу германским кораблям. В 19.00 крейсера повернули на вест, находясь в 7 милях от лодки. В это же время рулевой-горизонатльщик зарыл лодку и она смогла вернуться на перископную глубину только в 20.20. Осмотром в перископ было увидено, что крейсера ушли, и лодка всплыла начав зарядку батареи. В 23.00 в надводном положении определилась по Стейнорту и отошла в море на ночь.

(25) июня в 00.40 сигнальщики обнаружили приближающийся крейсер на дистанции 30 каб. Подводная лодка ушла на перископную глубину, но в перископ крейсер виден не был. В 01.20 «Акула» всплыла и снова увидела 2 дыма из труб крейсера. Которые сначала удалялись, а потом начали приближаться. В 01.50 лодка снова погрузилась на перископную глубину для атаки крейсера, но снова тот в перископ виден не был. После этого лодка ушла в глубину на ночь и пошла самым малым ходом, чтобы дать экипажу отдохнуть. В 04.00 лодка всплыла в позиционное положение и пошла к Стейнорту для определения своего места. К 12.00 распогодилось, и ветер достиг 6 баллов, и лодку сильно качало. В 15.00 по пеленгу норд-норд-вест показался сначала дым, а затем и мачты какого-то корабля. Лодка легла на курс 215 градусов и начала сближение в надводном положении. В 16.00 над горизонтом стали видны трубы крейсера до половины высоты и «Акула» начала погружаться для атаки. В этот момент из-за стука в электродвигателе его пришлось остановить. И прекратить погружение лодки, оказавшейся в позиционном положении без хода. Ремонт длился 20 минут, и в 16.20 ход был снова дан, и лодка смогла погрузиться на перископную глубину. К этому времени крейсер находился на дистанции 40 каб от лодки. В 17.30, после ухода крейсера, «Акула» всплыла в надводное положение. При всплытии лодка была накренена волной на 40 градусов, из-за чего из аккумуляторов разлилась кислота. В 17.35 лодка дала ход 1 дизелем и приступила к осмотру электродвигателя. В результате осмотра были выявлены значительные повреждения электродвигателя, которые не могли быть устранены силами экипажа в море. По этой причине командир лодки направил её в базу для ремонта. 26 июня в 07.00 лодка подошла к Церелю и определила своё место. После чего направилась в Рижский залив. И снова встала в ремонт. На этот раз электродвигателя. Так закончился 11 боевой поход подводной лодки «Акула», в ходе которого она не смогла никого атаковать.

 

Двенадцатый боевой поход подводной лодки «Акула» начался на рассвете (2) июля 1915 года. «Акула» получила приказ выйти в море вместе с полудивизионом миноносцев особого назначения и осуществлять прикрытие наших крейсеров на случай их вынужденного отхода под давлением противника. В 12.00 лодка получила радиограмму с приказом идти к Эстергарну и находиться там и препятствовать попыткам немцев снять с камней минный заградитель «Альбатрос». В 18.40 шедшую в надводном положении подводную лодку атаковал германский самолёт, сбросивший на неё 2 авиабомбы. Они упали далеко от лодки, и та продолжила движение в надводном положении. Утром (3) июля «Акула» подошла к «Альбатросу» и убедилась в том, что выбросившийся на камни корабль это он. Рядом с ним на якорях стояли 4 шведских миноносца, и была увидена чья-то подводная лодка. В 18.00 сигнальщики «Акулы» увидели подводную лодку, и «Акула» ушла на перископную глубину для атаки. После погружения осмотром в перископ подводная лодка увидена не была. Из чего сделан вывод, что она также погрузилась. Потому «Акула» продолжила ход под водой, надеясь на всплытие подводной лодки. После очередного осмотра в перископ «Акула» увидела всплывшую подводную лодку на дистанции 12 каб и повернула на неё. В 17.30 (?) из подводного положения прицельно выпустила 1 торпеду по подводной лодке с дистанции 10 каб. Торпеда утонула, не дойдя до цели. В 17.32 «Акула» прицельно выпустила ещё 1 торпеду по подводной лодке. Подводная лодка уклонилась от торпеды и ушла. В 23.00 «Акула» всплыла и пошла в базу. В Ирбенский пролив лодка пришла (5) июля в 20.00, завершив очередной боевой поход.

«...«Акула» вернулась из похода к шведскому острову Готланд. 19 июня вечером, будучи по дороге атакована германским аэропланом, которого отогнали стрельбой из 37-мм пушки и пулемета, лодка подошла к маяку Эстергарн.

20 июня утром, продержавшись предварительно всю ночь в открытом море, «Акула» направилась к острову Готланд посмотреть, в каком положении находится подбитый нашими крейсерами германский минный заградитель «Альбатрос» (2300 тонн, 20 узлов).

Подойдя под водой на семь кабельтовых, капитан 2 ранга Н.А. Гудим увидел в перископ немецкий заградитель, лежащий на берегу со сбитой фок-мачтой. Левый борт его был покрыт пробоинами, на правом же не оказалось никаких повреждений. «Альбатрос» был без флага — на корме виднелся какой-то человек в белой рубашке.

Отойдя в море, командир «Акулы» застопорил электромотор и, собираясь всплыть, продул среднюю цистерну, предполагая, что только что пришедшие для охраны нейтралитета четыре шведских миноносца трогать «Акулу» не будут. Не тут-то было!

Лишь только рубка показалась над водой, один из шведских миноносцев дал ход и бросился на лодку. Сначала Гудим не хотел погружаться, но, видя, что швед большим ходом идет на таранный удар, поспешил уйти под воду и, будучи уже на большой глубине, слышал над собой шум винтов нейтрального миноносца, который в случае задержки в погружении наверняка потопил бы лодку.

Отойдя дальше от берега, «Акула» всплыла и пошла в открытое море, чтобы войти в радиотелеграфную связь с начальником Минной дивизии и произвести в течение ночи зарядку аккумуляторов.

21 июня утром она опять отправилась к маяку Эстергарн. В море были все те же мгла и туман. В один из просветов в расстоянии 2,5 мили заметили шедшую на поверхности германскую подводную лодку. «Акула» немедленно погрузилась, немец — тоже, и в течение часа обе ходили под водой, не показываясь друг другу. Наконец, Гудим заметил на воде какое-то темное пятно. Присмотревшись, различил рубку подымающейся на поверхность германской подводной лодки...

У командира просто дыхание перехватило. На такой счастливый случай он не смел рассчитывать, а тут немец сам давался в руки. Боясь, что неприятельская лодка скоро совсем всплывет и вышедшие на верхнюю палубу люди сразу же заметят перископ «Акулы», Гудим, несмотря на расстояние в 11 кабельтовых, поспешил выпустить мину.

Немецкая лодка всплывала с большим дифферентом на корму, потому, считая ее на ходу, Николай Александрович выстрелил несколько вперед по носу, дав упреждение в 2–3 градуса.

На самом деле немец всплывал без хода, а сильный дифферент на корму происходил от неравномерного опорожнения балластных цистерн, и мина прошла далеко впереди...

Поздно заметив свою ошибку, но, пользуясь, что люди все еще находились внутри лодки, Гудим, несмотря на расстояние в одну милю, выпустил вторую мину. Как назло, она вышла не сразу, а несколько задержалась в аппарате. Этого времени было достаточно, чтобы нос «Акулы» сошел с цели, и мина прошла у лодки под кормой. Вышедшие тем временем наверх люди заметили след от мины. Германская подводная лодка дала полный ход и скрылась в тумане.

«Акула» поднялась на поверхность, и так как срок ее пребывания у Готланда кончился, направилась в Рижский залив...»