На этой странице в кратком хронологическом порядке описана история создания ПЛ «Акула», этапы её модернизации, действие в мирное время, участие в Первой мировой войне, расследования после гибели лодки. В хронологию, цитируемую по открытым источникам, мы смогли добавить некоторые архивные сведения из послужных списков подводников.

 

Создание ПЛ «Акула» и служба в мирное время

1904—1905 гг. – Создание И.Г.Бубновым в ходе русско-японской войны целевого проекта подводной лодки с большим радиусом действия для нанесения ударов противнику в его портах и базах;

1905 год январь – Проект представлен в Морской Генеральный Штаб;

1905 год 3 мая – Проект одобрен Морским Техническим Комитетом;

1905 год 15 сентября – Докладная записка И.Г.Бубнова о замене проектных бензиновых моторов на более безопасные дизельные двигатели.

 

1906 год 9 февраля – Наряд на постройку лодки выдан Балтийскому заводу, начато строительство лодки под ответственность завода из-за задержки заказа дизелей, повлекшей задержку оформления договора на строительство лодки;

1906 год 7 декабря – Окончательное утверждение технических условий. Официальное начало постройки лодки на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге;

 

1907 год 27 июня — Зачислена в списки кораблей Балтийского Флота;

1907 год 19 ноября – С.Н.Власьев назначен командиром лодки. Начало формирования экипажа «Акулы»;

 

1908 год 20-21 марта – Уничтожение аккумуляторной батареи вследствие пожара на заводе;

 

1909 год весна-лето – Замена аккумуляторной батареи, установка дизелей на лодку;

1909 год 22 августа — Спущена на воду;

1909 год октябрь — Предварительные ходовые испытания в районе Бьерке;

1909 год - 1910 год весна — Устранение недостатков по результатам ходовых испытаний;

 

1910 год июль—22 августа — Продолжение ходовых испытаний;

1910 год 30 сентября — Установка новых гребных винтов;

1910 год 4 октября — Окончание заводских испытаний;

1910 год 15 ноября — Начало сдаточных испытаний.  ПЛ  вышла из Санкт-Петербурга в  Ревель (для погружения на рабочую глубину), но при следовании в Морском канале наткнулась на затопленную баржу, повредив при этом гребные винты и вертикальный руль. До Ревеля ПЛ дошла под одним дизелем и встала там на длительный ремонт;

 

1911 год март — Зачислена в состав 2-го дивизиона подводных лодок Отряда подводного плавания (ДнПЛ ОПП) Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год сентябрь — Закончила сдаточные испытания (испытывалась в Бьорке-Зунде, Кронштадте и Ревеле). Вступила в строй;

1911 год 6 ноября — Вошла в состав Балтийского Флота;

1911 год — Осуществила 40 погружений, прошла под водой 182 мили;

 

1912 год 25 марта — Перечислена в состав 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок (ДнПЛ БрПЛ) Балтийского моря;

1912 год 1 апреля — Вступила в кампанию;

1912 год — В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 45 погружений, прошла в надводном положении 1400 миль и в подводном положении -166 миль. Произвела 16 выстрелов по подвижной цели и 56 — по неподвижной;

1913 год 2 июля—24 октября — «в плавании» (периодические выходы в море);

1913—1914 год зима — Зимовка в Ревеле;

 

1914 год 30 апреля — Произвела минные стрельбы (пятью минами) при нахождении в порту Императора Александра III;

1914 год — По плану подготовки слушателей Учебного отряда подводного плавания (УОПП) совершила 1 выход в море и произвела 2 торпедных выстрела;

 

Участие в Великой войне

1914 год 19 июля — Начало Первой мировой войны встретила в Либаве;

1914—1915 год — Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий легких сил флота, совершила 17 боевых походов;

1914 год 9 октября — При выходе из Соэлозунда вместе с ПЛ «Аллигатор», обе ПЛ сели на мель. ПЛ «Акула» удалось сняться с мели самостоятельно;

1914 год 14 -15 октября — Совместно с ПЛ «Е-1» и «Е-9» прикрывала постановку минного заграждения крейсерами «Рюрик» и «Адмирал Макаров» к западу от острова Борнхольм;

1914 год 7 ноября — Вышла в поход к Дагерорту, а затем вместо того, чтобы вернуться, по инициативе командира осталась в море и прошла к берегам Швеции;

1914 год 8 ноября — Обнаружила крейсер «Amazone» у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 каб. В 4:05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Немцы, заметив пенную дорожку, отвернули. Так прошла первая атака русской подводной лодки;

1914 год 22 ноября — В боевом походе промахнулась торпедой по пароходу;

1914—1915 год зима — Прошла капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой на Балтийском заводе. Кроме того, было установлено 47-мм орудие и на палубе надстройки (за ограждением рубки) смонтировано устройство для транспортировки и постановки 4 мин заграждения;

 

1915 год 17 марта — Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 8 мая — Обнаружила крейсер типа «Бремен» и пыталась сблизиться с ним, но была атакована гидросамолетом, сбросившим 4 бомбы и отказалась от атаки;

1915 год 21 мая — На траверзе озера Папензее промахнулась двумя торпедами по германскому броненосцу береговой обороны «Beowulf» (торпеды прошли в нескольких метрах от цели);

1915 год 23 мая — На Ревельском рейде испытывала приспособление для работы дизеля под водой;

1915 год июнь — Находилась в боевом походе. 19.6 безрезультатно атакована гидросамолетом, который сбросил 2 бомбы. 21.6 безрезультатно атаковала обнаруженную подводную лодку;

1915 год 28 июля—2 августа — Находилась в боевом походе на позиции между Курляндским берегом и островом Готланд;

1915 год 2-9 августа — Находилась в боевом походе на позиции в 55 милях западнее Либавы. 3.8 атакована двумя германскими миноносцами;

1915 год 17 - ? августа — Находилась в боевом походе;

1915 год 27 августа — При пробном погружении на Ревельском рейде приняла 1,5 т воды в аккумуляторную яму через перекошенный при закрывании клапан батарейной вентиляции;

1915 год сентябрь — 12.09 вышла из Ревеля на позицию к Либаве. 16.09 в прибрежном районе, в штормовую погоду во время погружения ПЛ несколько раз ударилась о грунт. В результате средний вал стал работать ненормально, а вертикальный руль перекладывался с большим трудом. 18.09 прибыла в Балтийский порт, а 21.09 возвратилась в Ревель, где стала в док. У ПЛ оказались погнутыми рулевые рамы, свернута пятка руля, две лопасти среднего винта срезаны, а две погнуты;

1915 год 14 ноября — Вышла на минную постановку между Либавой (Лиепая) и Мемелем (Клайпеда).

1915 год 15 ноября Погибла вместе со всем экипажем (35 человек) в результате подрыва на дрейфующей мине во время перехода в надводном положении. Почти 100 лет, вплоть до июня 2014 года причина и место гибели оставались неизвестными, и лодка считалась пропавшей без вести;

После гибели

1915 год 29 ноября — Адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму №988, в которой значилось: «Подлодка „Акула“ должна была вернуться около 20-го числа. Запас ее определяет продолжительность крейсерства 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку восемь дней при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней, то это обстоятельство и является основанием для предположения о ее гибели, т.к. никаких других версий нет».

1915 год 1 декабря — в Штаб командующего флотом из канцелярии дивизии подводных лодок Балтийского моря были высланы "именные списки Г.г. офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке «Акула».

1915 год декабрь — Из донесения Морского министра адмирала Григоровича Императору Николаю II-му: «Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота „Акула“, под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14-го ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22-го ноября , имея запасы до 26 ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15-го ноября. Кроме командира на лодке находилось 4 офицера, число остальных по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, или же, обледенев перевернулась.»

1916 год 21 апреля — На запрос 2-го отделения Главного морского штаба в Морской Генеральный Штаб пришел ответ от адмирала Григорова телеграммой за номером 644/оп «лодку следует считать погибшей. Сведение остается секретным до конца войны.»

1916 год ноябрь—1917 год апрель — Отправка на родину моряков письменных сведений об их гибели «территориальным» воинским начальникам.

1917 год 15 марта — ПЛ «Акула» официально исключена из списков Балтийского Флота. Гибель лодки предана огласке после Февральской революции.

 


Использованы материалы сайта «Штурм глубины» (ссылка 1, ссылка 2), форума «Кортик» (где цитируется работа К.Б. Стрельбицкого "Загадки последнего похода подводной лодки «Акула», журнал «Подводный флот Отечества», 2006, № 13).