История лодки

В этом разделе представлены: краткая история создания ПЛ «Акула», этапы её модернизации, действие в мирное время, участие в Первой мировой войне, расследование после гибели лодки. Сведения приведены из открытых источников.


⬇ Краткая хронология
⬇ Донесения о походах
⬇ Создание ПЛ «Акула»
⬇ Конструкция
⬇ Тактико-технические характеристики
 
 

До Первой мировой войны

1904

Создание русским корабельным инженером И.Г. Бубновым проекта подводной лодки.

1905

январь – Проект представлен в Морской Генеральный Штаб.
3 мая – Проект одобрен Морским Техническим Комитетом.
15 сентября – Докладная записка И.Г. Бубнова о замене проектных бензиновых моторов на более безопасные дизельные двигатели.

1905

январь – Проект представлен в Морской Генеральный Штаб.
3 мая – Проект одобрен Морским Техническим Комитетом.
15 сентября – Докладная записка И.Г. Бубнова о замене проектных бензиновых моторов на более безопасные дизельные двигатели.

1906

9 февраля – Наряд на постройку лодки выдан Балтийскому заводу, начато строительство лодки под ответственность завода из-за задержки заказа дизелей, повлекшей задержку оформления договора на строительство лодки.
7 декабря – Окончательное утверждение технических условий. Официальное начало постройки лодки на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

1907

27 июня — Зачислена в списки кораблей Балтийского Флота.
19 ноября – С.Н. Власьев назначен командиром лодки. Начало формирования экипажа «Акулы».

1908

20-21 марта – Уничтожение аккумуляторной батареи вследствие пожара на заводе.

1909

Весна-лето – Замена аккумуляторной батареи, установка дизелей на лодку.
22 августа — Спущена на воду.
октябрь — Предварительные ходовые испытания в районе Бьерке.
зима 1909 - весна 1910— Устранение недостатков по результатам ходовых испытаний.

1910

июль—22 августа — Продолжение ходовых испытаний.
30 сентября — Установка новых гребных винтов.
4 октября — Окончание заводских испытаний.
15 ноября — Начало сдаточных испытаний.  ПЛ  вышла из Санкт-Петербурга в  Ревель (для погружения на рабочую глубину), но при следовании в Морском канале наткнулась на затопленную баржу, повредив при этом гребные винты и вертикальный руль. До Ревеля ПЛ дошла под одним дизелем и встала там на длительный ремонт.

1911

март — Зачислена в состав 2-го дивизиона подводных лодок Отряда подводного плавания (ДнПЛ ОПП) Балтийского моря с базированием на Ревель.
сентябрь — Закончила сдаточные испытания (испытывалась в Бьорке-Зунде, Кронштадте и Ревеле). Вступила в строй.
6 ноября — Вошла в состав Балтийского Флота.
За год осуществила 40 погружений, прошла под водой 182 мили.

1912

25 марта — Перечислена в состав 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок (ДнПЛ БрПЛ) Балтийского моря.
1 апреля — Вступила в кампанию.
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Я.И. Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 45 погружений, прошла в надводном положении 1400 миль и в подводном положении -166 миль. Произвела 16 выстрелов по подвижной цели и 56 — по неподвижной.

1913

2 июля—24 октября — «в плавании» (периодические выходы в море).
Зимовка в Ревеле.

1914

30 Апреля — Произвела минные стрельбы (пятью минами) при нахождении в порту Императора Александра III.
По плану подготовки слушателей Учебного отряда подводного плавания (УОПП) совершила 1 выход в море и произвела 2 торпедных выстрела.

В Первую мировую войну

Лодка совершила 17 боевых походов: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий легких сил флота.

19 июля — Начало Первой мировой войны встретила в Либаве.
9 октября — При выходе из Соэлозунда вместе с ПЛ «Аллигатор», обе ПЛ сели на мель. ПЛ «Акула» удалось сняться с мели самостоятельно.
14 - 15 октября — Совместно с ПЛ «Е-1» и «Е-9» прикрывала постановку минного заграждения крейсерами «Рюрик» и «Адмирал Макаров» к западу от острова Борнхольм.
7 ноября — Вышла в поход к Дагерорту, а затем вместо того, чтобы вернуться, по инициативе командира осталась в море и прошла к берегам Швеции.
8 ноября — Обнаружила крейсер «Amazone» у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 каб. В 4:05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Немцы, заметив пенную дорожку, отвернули. Так прошла первая атака русской подводной лодки.
22 ноября — В боевом походе промахнулась торпедой по пароходу.
зима 1914—1915 — Прошла капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой на Балтийском заводе. Кроме того, было установлено 47-мм орудие и на палубе надстройки (за ограждением рубки) смонтировано устройство для транспортировки и постановки 4 мин заграждения.

1915

17 марта — Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря.
8 мая — Обнаружила крейсер типа «Бремен» и пыталась сблизиться с ним, но была атакована гидросамолетом, сбросившим 4 бомбы и отказалась от атаки.
21 мая — На траверзе озера Папензее промахнулась двумя торпедами по германскому броненосцу береговой обороны «Beowulf» (торпеды прошли в нескольких метрах от цели).
23 мая — На Ревельском рейде испытывала приспособление для работы дизеля под водой.
июнь — Находилась в боевом походе. 19.6 безрезультатно атакована гидросамолетом, который сбросил 2 бомбы. 21.6 безрезультатно атаковала обнаруженную подводную лодку.
28 июля—2 августа — Находилась в боевом походе на позиции между Курляндским берегом и островом Готланд.
2 - 9 августа — Находилась в боевом походе на позиции в 55 милях западнее Либавы. 3.8 атакована двумя германскими миноносцами.
17 - ? августа — Находилась в боевом походе.
27 августа — При пробном погружении на Ревельском рейде приняла 1,5 т воды в аккумуляторную яму через перекошенный при закрывании клапан батарейной вентиляции.
сентябрь — 12.09 вышла из Ревеля на позицию к Либаве. 16.09 в прибрежном районе, в штормовую погоду во время погружения ПЛ несколько раз ударилась о грунт. В результате средний вал стал работать ненормально, а вертикальный руль перекладывался с большим трудом. 18.09 прибыла в Балтийский порт, а 21.09 возвратилась в Ревель, где стала в док. У ПЛ оказались погнутыми рулевые рамы, свернута пятка руля, две лопасти среднего винта срезаны, а две погнуты.
14 ноября — Вышла на минную постановку между Либавой (Лиепая) и Мемелем (Клайпеда).
15 ноября – Погибла вместе со всем экипажем (35 человек) в результате подрыва на дрейфующей мине во время перехода в надводном положении. Почти 100 лет, вплоть до июня 2014 года причина и место гибели оставались неизвестными, и лодка считалась пропавшей без вести.

После гибели

29 ноября — Адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму №988, в которой значилось: «Подлодка „Акула“ должна была вернуться около 20-го числа. Запас ее определяет продолжительность крейсерства 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку восемь дней при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней, то это обстоятельство и является основанием для предположения о ее гибели, т.к. никаких других версий нет».
1 декабря — в Штаб командующего флотом из канцелярии дивизии подводных лодок Балтийского моря были высланы "именные списки Г.г. офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке «Акула».
декабрь — Из донесения Морского министра адмирала Григоровича Императору Николаю II-му: «Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота „Акула“, под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14-го ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22-го ноября, имея запасы до 26 ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15-го ноября. Кроме командира на лодке находилось 4 офицера, число остальных по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, или же, обледенев перевернулась.»

1916

21 апреля — На запрос 2-го отделения Главного морского штаба в Морской Генеральный Штаб пришел ответ от адмирала Григорова телеграммой за номером 644/оп «лодку следует считать погибшей. Сведение остается секретным до конца войны.»
ноябрь 1916—апрель 1917 — Отправка на родину моряков письменных сведений об их гибели «территориальным» воинским начальникам.

1917

15 марта — ПЛ «Акула» официально исключена из списков Балтийского Флота. Гибель лодки предана огласке после Февральской революции.


Использованы материалы сайта «Штурм глубины» (ссылка 1, ссылка 2), форума «Кортик» (цитируется работа К.Б. Стрельбицкого "Загадки последнего похода подводной лодки «Акула», журнал «Подводный флот Отечества», 2006, № 13).

 

Донесения о походах ПЛ «Акула»

Донесение командира подводной лодки «Акула» о походе с 29-го апреля по 11 мая 1915 г.
РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.438. Л.14-23. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 5-го по 7 июля 1915 г.
РГАВМФ. Ф.966. Оп.1. Д.4. Л.27-27об. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 11-го по 13 июля 1915 г.
РГАВМФ. Ф.966. Оп.1. Д.4. Л.31. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 1-го по 10 августа 1915 г.
РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.438. Л.92-94. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 30-го августа по 08 сентября 1915 г.
РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.438. Л.119-121. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 15-го по 25 сентября 1915 г.
РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.438. Л.116-118. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».
Донесение о походе подводной лодки «Акула» с 10-го по 20 октября 1915 г.
РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.438. Л.154-155. Документ на сайте «Памяти героев Великой войны 1914—1918».

 

Создание ПЛ «Акула»

Проект подводной лодки «Акула» был создан русским корабельным инженером И.Г. Бубновым еще в период русско-японской войны в связи с необходимостью иметь на Дальнем Востоке лодки с большим радиусом действия, способные плавать до берегов Японии и наносить удары противнику в его портах и базах. Проект был представлен в Морской Генеральный Штаб в январе 1905 г. и одобрен Морским Техническим Комитетом — 3 мая 1905 г.

 

Конструкция

Несмотря на ряд недостатков, ПЛ «Акула» стала важным этапом в развитии подводного кораблестроения — первой ПЛ, способной решать не только оборонительные задачи, но и действовать на дальних коммуникациях противника. Не случайно при обсуждении в МТК 11 марта 1911 г. проекта ПЛ водоизмещением 630 т конструкции И.Г. Бубнова (впоследствии типов «Морж» и «Барс») прямо указывалось, что прототипом послужила ПЛ «Акула».

 

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение:  надводное — 370 тонн, подводное — 480 тонн
Размеры:  длина — 56,1 метра, ширина — 3,7 метра, осадка — 3,3 метра
Силовая установка:  2 группы батарей по 63 элемента — 5,050 А.ч. (по другим данным — 3,600 А.ч.), 3 дизельных двигателя Нобель суммарной мощностью 900 л.с., электромотор мощностью 300 л.с., 3 винта
Скорость:  наибольшая (надводная/подводная) — 11.5/6.5 узла, экономическая (надводная/подводная) — 9.0/4.75 узла
Дальность плавания:  надводная — 1,000/1,900 миль (11.5/9.0 узловым ходом), подводная — 35/90 миль (6.5/4.75 узловым ходом)
Запас топлива:  15.4 тонны (солярка)
Глубина погружения:  рабочая — 50 метров, время погружения — 3 минуты, запас плавучести — 25 %
Артиллерийское вооружение:  2×1 7.62-мм пулемета, с 1915 г. — 1×1 47-мм орудие
Минно-торпедное вооружение:  2×1 457-мм носовых торпедных аппарата (боекомплект — 2×1 торпеды), 2×1 457-мм кормовых торпедных аппарата (боекомплект — 2×1 торпеды), 4×1 торпедных аппарата Джевецкого (боекомплект — 4×1 торпеды), с 1915 г. — 4 мины заграждения
2 перископа Герца
Устройство для работы дизеля под водой, с 1915 г.
Прожектор диаметром 35 см
Радиотелеграф:  станция мощностью 0.5 кВт (Маркони) с радиусом действия 100 миль
Экипаж:  офицеры/кондукторы/нижние чины — 4/2/29 человек

Схемы из книги «Русские подводные лодки. История создания и использования 1834–1923.» T. I, ч. 1,2. Санкт-Петербург, 1994 год.


Цитируется по материалам сайта «Шторм глубины», а также статей: Э.П. Игнатьев "Подводная лодка «Акула» (журнал «Судостроение», 1990, №10,11), И.Ф. Цветков "Русские подводные лодки. Часть II. От «Каймана» до «Акулы», 2009 г., П. Веселов «Утонувшее в архивах?» и Ф.Надеждин «Закулисная сторона дела» (журнал «Техника молодёжи», 1985, №2, с. 44-48)